ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным, редким, задерживая его на некоторое время и т. д. Дыхательные упражнения применяют для развития дыхательного аппарата дошкольников, активизации функции внешнего дыхания, а также для отдыха между физическими упражнениями. С дошкольниками можно использовать два вида дыхательных упражнений - статические и динамические. Первые проводятся без участия конечностей и туловища, при относительной неподвижности всего тела. Вторые сочетаются с движениями, которые улучшают вентиляцию в различных отделах легких или способствуют более глубокому вдоху. При этом фаза вдоха облегчается отведением рук в стороны, выпрямлением или прогибанием туловища, а фаза выдоха опусканием и сведением рук, наклоном туловища, сгибанием ног в коленных суставах. Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие правила: • Дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе производят значительный оздоровительный эффект. • Необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие. • Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом. • Выполнять каждое упражнение нужно дольше, чем оно доставляет удовольствие. • Дышать надо через нос. • Игровые упражнения усиливают благотворное воздействие дыхательной гимнастики, если: - все упражнения выполняются легко, естественно, без усилий и напряжения; - во время игровых упражнений воздух входит и выходит из легких одной непрерывной струей, а вдох и выдох, равные по силе и длительности, плавио переходят друг в друга. Игровые упражнения способствуют воспитанию оздоровительного типа дыхания. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. Дети с удовольствием включаются в игру. К таким упражнениям-играм можно отнести пускание мыльных пузырей, задувание свечи, одуванчик, вдыхание приятных запахов. Например, во время прогулок в парк, в лес, к водоему можно привлечь внимание детей к чудесному запаху чистого воздуха, предложить медленно вдыхать через нос, чтобы как следует почувствовать его, а потом медленно и глубоко выдыхать. Чтобы детям было интересно, можно проанализировать, какие запахи мы чувствуем.
Упражнения на развитие дыхательной системы, игры при болезни носа и горла (ринит, ринофарингит, гайморит, хронический бронхит, аденоиды).
Заниматься с детьми необходимо регулярно, потому что они запоминают дыхательные упражнения и овладевают навыками произвольного управления дыханием гораздо быстрее взрослых, но если занятия нерегулярны, то они также быстро утрачивают полученные навыки. С детьми дошкольного возраста дыхательные упражнения проводятся в основном в игровой форме на утренней разминке, гимнастике после сна, физкультурных занятиях, минутках и паузах, прогулках.
ЧЕЙ ШАРИК ДАЛЬШЕ?
Цели: укрепление круговых мышц рта; тренировка навыков правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.
Необходимые материалы: стол, два пинг-понговых шарика (лучше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) таких же цветов, как и шарики, ленточка.
Ход игры. Дети разбиваются на пары. (Если у Вас один ребенок, составьте ему пару.) Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе раскладывают ленту, на нее ставят шарики. Дети по команде должны вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик останавливается, напротив ставится кубик или пуговица соответствующего цвета. Побеждает тот участник, чей шарик за 3 попытки укатится дальше.
ПЕРЫШКИ
Цели: тренировка навыков правильного носового дыхания; укрепление мышц рта.
Необходимые материалы: 4 стула, 2 веревки, 10 пучков перышек, связанных по 3-4 перышка.
Ход игры. Между стульями натягивают веревки с привязанными пучками перышек на расстоянии 10 см друг от друга. Участники делятся на две команды и располагаются напротив перышек на расстоянии 50 см. По сигналу ведущего, сделав глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдувают одно перышко, а затем последовательно и другие, делая перед каждым выдохом глубокий вдох через нос. Чтоб осуществить сильный выдох, губы надо сложить узкой трубочкой, а щеки надуть. Выигрывает та команда, у которой перышки слетят быстрее. {Играть можно и вдвоем с ребенком. С одной стороны взрослый, с другой - ребенок.)
Особенно полезны для здоровья детей подвижные игры на свежем воздухе. Характер движений во время игр у дошкольников достаточно сложен. Они требуют гораздо больше силы, ловкости, сообразительности, быстроты, координации движений.
Вспомните, как Вы играли в детстве в жмурки, догонялки, классики, салочки, лапту, игры с мячом и скакалкой. Вам это нравилось? Не сомневаюсь, что это очень приятные воспоминания. Дайте возможность своему ребенку испытать те же чувства. Пусть он взбирается на дерево, прыгает с высоты, перепрыгивает канавы и лужи. И, конечно, при этом он частенько запачкается, промочит одежду. А с Вами такого не происходило? Кто спорит? Надо приучать ребенка к аккуратности, чистоплотности, бережному отношению к вещам, но только не ценой лишения его возможности играть.
Разумные меры предосторожности, ограждающие детей от несчастного случая, не должны выливаться в категорические и не всегда обоснованные запреты, полностью подавляющие их инициативу. Прежде чем сказать ребенку «нет» или «нельзя», «остановись», «осторожней», «ушибешься, упадешь» (да мало ли еще есть этих слов-предостережений, слов-запрещений?), дайте себе труд подумать, насколько действия ребенка действительно представляют для него опасность, не щадите ли Вы просто свои нервы.
Кроме всего прочего, мы все хотим, чтобы наши дети были решительными и смелыми. Эти качества закладываются уже в дошкольном возрасте, и естественно, что для их развития необходима разумная доля риска. Не безрассудства, а того риска, который основан на правильном расчете своих сил, двигательных умений и опыта. Представьте детям, особенно мальчикам, право на этот риск. Любая, даже маленькая, победа повышает их авторитет в глазах сверстников, помогает нравственно самоутвердиться. Это так поможет ему в школе! Залезая на дерево, перепрыгивая через ров, взбираясь по шаткой приставной лестнице, спрыгивая с раскачивающихся качелей, ребенок становится не только храбрее, но гораздо ловчее и сильнее. Конечно, нам, взрослым, придется- пережить несколько беспокойных минут. Но что поделаешь? На то мы и взрослые. Запрещать же ребенку двигаться, играть и в известных рамках шалить - значит во многом пытаться лишить его части радостей детства. «Нет ничего более смешного, чем степенность взрослого в ребенке», - заметил по этому поводу один великий философ.
С помощью такой дыхательной гимнастики дети не только укрепляют органы дыхания, но и выполняют в игре ряд физических упражнений, упражнения для глаз, сосредоточивая взгляд на предмете из разных исходных положений.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ С ПОМОЩЬЮ ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА
Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей. Выполнять их нужно по порядку, массируя точку за точкой.
Точка 1. Связана со слизистой трахеи бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки (зоны) уменьшается кашель, улучшается кровоснабжение.
Точка 2. Регулирует иммунные функции организма. Повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Точка 3. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани.
Точка 4. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата (дыхание).
Точка 5. Расположена в области седьмого шейного и первого грудного позвонка и связана с регуляторами сосудистых реакций.
Точка 6. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит, нормализуется обоняние.
Точка 7. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. .
Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат, ответственный за поддержание равновесия.
Точка 9. Руки человека связаны со своими органами. При массаже этих точек нормализуются многие функции организма.
Методика - каждую точку массируем указательным пальцем любой руки на счет 4, сначала по часовой, затем против часовой стрелки (4-5 раз).
1.Физкультурно-оздоровительная работа : комплексное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст / авт.-сост. О. В. Музыка. - Волгоград : Учитель, 2013.
2. Игровые технологии в системе физического воспитания И27 дошкольников / авг.-сост. Л. Н. Волошина, Е. В. Гавришова, Н. М. Елецкая, Т. В. Курилова. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -Волгоград : Учитель.