Ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определённый распорядок дня. И. П. Павлов.
Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разной деятельности, предохраняет от переутомления.
Содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:
ü сон;
ü прогулки на открытом воздухе;
ü воспитательная и учебная деятельность;
ü игровая деятельность и занятия по собственному выбору;
ü самообслуживание, помощь семье;
ü питание;
ü личная гигиена.
Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья. В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, вне зависимости от того, посещает ребенок дошкольное учреждение или нет. Полноценный ночной сон важен для детского организма как никогда.
Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон.
Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с.
Правильный режим дня играет огромную роль в жизни ребенка. В дошкольном возрасте нужно приучить ребёнка к распорядку дня, иначе, взрослея, ему трудно будет воспринимать то, что от него требуют, а именно правильную организацию времени бодрствования и сна.
Чтобы ребенок рос здоровым, уравновешенным, физически крепким, имел хороший аппетит, полноценный сон, надо строго придерживаться режима. Он является важнейшим условием правильного воспитания. Сон, еда, прогулки, непосредственно образовательные деятельности - все это должно проводиться в определенной последовательности. Ритмичный распорядок жизни способствует нормальному развитию детского организма. Режим дня не только способствует его правильному и гармоничному развитию, но и приучает к дисциплине, формирует представление об обязанностях.
Почему так важен режим? Все жизненные процессы в организме протекают в определенном ритме. Сердце работает ритмично — вслед за сокращением наступает расслабление; дыхание ритмично, когда вдох и выдох равномерно сменяют друг друга; пища в пищеварительном тракте перерабатывается в определенные сроки. Все явления в природе так же протекают в ритме: смена времен года, дня и ночи. Ученые установили, что упорядоченная режимом жизнь обеспечивает нормальное течение жизненных процессов.
Для нормального развития ребенка очень важно также правильно чередовать спокойные и подвижные игры, прогулки. Соблюдение режима должно стать для ребенка устойчивой привычкой, превратиться в потребность. Для этого необходима последовательность. Достаточно позволить ребенку не вовремя лечь спать, позже встать — полезные навыки разрушаются, беспорядок становится привычным.
Поведение ребенка в детском саду, его настроение, его работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организована его деятельность и сон в семье в обычные, а так же в выходные дни. Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Неслучайно функциональный уровень детей в понедельник хуже, чем во второй — третий день недели. Поэтому домашний режим ребенка в те дни, когда он не посещает детский сад, не должен отличаться от режима дошкольного учреждения.
Итог, упорядоченный домашний режим, ежедневные прогулки, полноценный сон ребенка, полноценный отдых на свежем воздухе, правильное питание и тому подобное, будут способствовать нормальному росту и развитию ребенка, его физическому и душевному благополучию.
http://gdou48.3dn.ru/publ/znachenie_rezhima_dnja_dlja_rebenka_komarova_a_v/1-1-0-231